Вівторок, 19 березня 2024 року

Жизнь и смерть на двоих

5

Раиса Козар взяла на себя заботу о Светлане Лащенко

Светлана Николаевна Лащенко аккуратно сложила две одинаковые мужские рубашки и положила их в шкаф, на верхнюю полку. Она всегда одевала своих сыновей-близнецов одинаково. А это будет подарок… Потом женщина отправилась на кухню, чтобы выпить дневную дозу лекарств. Когда ее Максим и Артем вернутся из АТО, она сначала не станет ничего рассказывать. Ни о том, как обнаружили рак, ни как терзалась и плакала, ожидая весточки. Она пообещала себе победить болезнь к их возвращению.
На кухонной стене фото братьев: детские, выпускной, АТО. А рядом икона. Светлана Николаевна подумала, что нужно бы зажечь свечу. В память о тех двух парнях - чьих-то сыновьях, которых похоронила. Пламя будто остановило время. Все воспоминания вдруг перемешались.

Красавцы, активисты, герои
Максим и Артем Лащенко – братья-близнецы, как из фильмов: которые всегда вместе, которых путают, которые ездят по одним водительским правам. Красивые, мужественные, веселые, добрые. Они даже жениться в один день хотели. Поэтому Максим и не торопился расписываться со своей Анечкой, хоть считал женой, и у них росла дочка. Ждал, пока брат найдет невесту.
- Эти весельчаки меня постоянно разыгрывали, рассказывает тетя братьев Раиса Козар. – Но когда я случайно увидела их на фото в соцсети, в военной форме, поняла - это не шутка.
«Эй, вы где? Говори правду, я все знаю…», - поставила вопрос ребром Раиса Степановна Артему в одном из телефонных разговоров.
« Да, теть, мы воюем. Но только, пожалуйста, чтобы мама не знала. Нельзя ей волноваться. А ты не волнуйся. Все хорошо», - успокаивал Артем.
- Светлана Николаевна еще полгода ничего не знала. Потом поплакала и смирилась. Решение сыновей – дело святое, - продолжает Раиса Козар. – Тем временем близнецы слали нам смешные видео, рассказывали забавные истории, как будто бы и не было войны.

3

«Привет, тетя, мы с братом и весь батальон поздравляем тебя с днем рождения. Ты лучшая и самая любимая тетя Рая на земле», - прозвучал в трубке озорной голос Артема 25 июля 2014 года.
- Следующее мое воспоминание датируется 5 августа, - продолжает Раиса Козар. – Светлана Николаевна прибежала ко мне на работу с заплаканными глазами и, собрав последние силы, произнесла: «Мои мальчики погибли».
- Стой! Кто тебе сказал? Этого не может быть, - обняла родственницу Раиса Степановна.

Минута молчания
Артем и Максим Лащенко вмести с другими бойцами двигались на Шахтерск в БТР. Запах дыма, солдатский юмор и адреналин в крови – вместо того, чтобы находиться рядом с родными дома, парни выполняли приказ. Каждый понимал, что это может быть путь в один конец.

1

Вот что осталось от боевой машины, в которой ехали братья, после попадания снаряда

О взрыве БТР от прямого попадания снаряда противника под селом Орлово-Ивановка утром написали в СМИ. Сообщили и родным о погибших. Такой звонок получила и Светлана Николаевна.
- Ну как можно поверить кому-то там, на другом конце провода, - говорит Раиса Степановна. – Мы сначала верили в лучшее. Но потом информация подтвердилась – принесли два оповещения.
Тело Максима сразу отдали. А вот Артема никак не могли найти.
- Мы хотели похоронить братьев вместе, и, выкопав две могилы, ждали целую неделю, - говорит Раиса Козар. – А потом сказали, что Артем пропал без вести.
Светлана Николаевна все это время была словно во сне – таблетки, уколы... И вдруг кладбище, куча молодых плачущих людей. Закрытый гроб, море цветов и минута молчания.
Проснувшись утром, она вышла на балкон. Все было как прежде – люди спешили на работу, листья тополя шелестели под легким дуновением ветра, голуби соревновались за место на карнизе. Солнечные лучи коснулись ее лица, и она почувствовала запах уходящего лета и одиночества... В тот момент больше всего на свете хотелось верить, что она лишь видела страшный сон.

Если снится, значит - живой
- Чем больше проходило времени, тем больше мы верили, что Артем жив, - говорит Раиса Козар. – Я взяла расследование на себя, так как мама мальчишек была не в состоянии. Собирая информацию, в один из дней узнала, что какой-то парень находится в плену. Сделав кучу звонков, отыскала нужного человека и отослала ему фото Артема. Мне подтвердили сходство.
Узнав эту новость, Светлана Николаевна просто засияла. Она же точно знает, что ее близнецы где-то среди живых. Ведь не зря снятся сны, не будут же обманывать гадалки и экстрасенсы. Да и сердце материнское никогда не врет. Просто они пока не могут заявить о себе.

4

У Максима Лащенко растет очаровательная дочь Элина

- Потом выяснилось, что это не Артем. И меня люди с передовой попросили больше не звонить, - говорит Лариса Степановна. – Уже год тогда прошел со времени инцидента. И я отправилась в СБУ – последнюю инстанцию. Там буквально за 3 часа дело раскрыли. Артемку нашли.
Дорога в Харьков показалось вечностью. Раисе Степановне было наплевать, что у нее опухшее от слёз лицо. Все, что крутилось в голове – это имя «Артем». Она видела его перед собой: сначала маленьким, потом юношей, а потом молодым счастливым мужчиной с очаровательной дочкой на руках. Она считала минуты.
- Мешок с телом Артема год находился в харьковском морге. Мы не могли найти нашего мальчика, потому что останки подписали другой фамилией, - продолжает тетя бойцов. – Я его сразу опознала. А потом факт подтвердила ДНК-экспертиза.
Матери сказали, что есть еще одно тело, и его нужно похоронить. Она попыталась это осознать. Но на земле существуют вещи, в которые невозможно поверить, несмотря на логику. А есть те, в которые ты свято веришь, несмотря ни на что. Может, поэтому иногда мы можем увидеть памятники без имен и фотографий.
«Здесь похоронены десантники 25-й воздушно-десантной бригады» - такая надпись на надгробной плите Артема и Максима Лащенко. Для их матери они живые. Герои не умирают!

9

Светлана Лащенко растила сыновей одна.

Светлана Николаевна и до этого чувствовала себя плохо. А после похорон ей стало еще хуже: высокая температура и сахар - пришлось идти в больницу. Врачи долго не могли понять, в чем дело, а потом диагностировали онкозаболевание. Операция, химиотерапии, облучение.
Она не боится смерти. Боится, что не сможет увидеть своих сыновей снова. «Мне нужно выздороветь, чтобы искать детей», - повторяет изо дня в день Светлана Николаевна.
- Я ее не переубеждаю. Иначе нельзя, - говорит Раиса Козар. - Поняла одну простую вещь: если твой близкий не может смириться с утратой, смирись с его решением.
На кухонной стене фото братьев: детские, выпускной, АТО. Светлана Николаевна так любит смотреть на них. Эти снимки – сокровище, часть души, в них столько жизни, с ними хочется говорить:
«Сыночки, любовь моя… Я слышу ваш смех, вижу ваши потрясающие улыбки. Вы так часто приходите ко мне во сне. Целуете, обнимаете. И нет сил, потому что слезы, как звезды».
Наша справка:
Десантники 25-й воздушно-десантной бригады братья-близнецы Артем и Максим Лащенко посмертно удостоены ордена «За мужество» III степени и ордена Богдана Хмельницкого. Сегодня их мать Светлана Николаевна Лащенко (1962 года рождения), которая отдала стране самое ценное, нуждается в срочном лечении. Женщина в одиночку борется со смертельной болезнью. А впереди еще не один курс химиотерапии. Каждый день играет существенную роль, важна каждая копейка. Только мы с вами можем помочь ей преодолеть страшный недуг.
Номер карточки ПриватБанка 5168 7554 0338 1243, Получатель: Раиса Степановна Козар.

Метки: АТО, Братья, Максим и Артем Лащенко
Контакти

Столярова, 1, Дніпро, Україна, 49038

mail@dv-gazeta.info

© Останні новини Дніпра та України за сьогодні. Онлайн трансляції, фото та відео репортажі на сайті Днепр вечерний. Всі права захищені.