Эволюция любви

 

7 мая днепровский академический театр драмы и комедии представил зрителю премьеру необычного камерного спектакля «Однажды на Брайтоне» (по пьесе Виктора Шендеровича «Потерпевший Гольдинер»). Спектакль заявлен как комедия, однако зрителю предоставляют возможность самому определить жанр новой работы, спросив на афишах: «Комедия или нет?».

60355283_2194469927297265_6653923292430204928_n

На глазах у публики разворачивается история непростых отношений между людьми разных поколений и мировоззрения – и смешная, и трогательная.
Главная особенность новой постановки в том, что впервые в театре драмы и комедии мы можем увидеть игру актеров на «малой сцене» – в голубом зале театра.
Хотя действие спектакля происходит в США, американского здесь не так уж и много. В основном через призму государственного устроя и законов Америки показана прошлая, советская жизнь нашей страны и ее старшего поколения, воспитанного в жестких условиях.
Главный герой по фамилии Гольдинер, образ которого гениально воплотил актер Владимир Жевора, попадает под машину прямо на Манхэттене. Он эмигрант из Союза, и по старой привычке переходил дорогу на красный свет. В итоге – перелом ноги и инвалидное кресло. Однажды в его скромной маленькой квартирке на Брайтоне появляется молодая американка миссис Уотсон (актриса Елена Попова), которая находилась за рулем того самого автомобиля. Оказывается, американский суд постановил, что в течение 10 недель она должна ухаживать за больным стариком и помогать ему по хозяйству. Несмотря на то, что виноват мужчина, гуманный американский суд принял решение в его пользу, чего в советской стране быть не могло. Вначале пострадавший выгоняет незваную гостью, а затем все же решает воспользоваться ее услугами.

60343724_333147007383611_3147017044239581184_n
Сперва герои просто ненавидят друг друга, пытаясь уколоть побольнее, но в дальнейшем их отношения становятся очень теплыми.
В итоге выясняется, что миссис Джейн Уотсон родилась в Харькове. Она становится просто Женей. Совсем маленькой ее привезли в Америку, поскольку отец девушки должен был покинуть Союз из-за ложного доноса. Далее мы понимаем, что виновником страданий ее семьи является именно Гольдинер – бывший парторг харьковского завода, который делится со зрителем своими старыми воспоминаниями.
Спектакль на самом деле очень трогательный, пронизанный ностальгией, тоской одиночества. А живые яркие диалоги героев придают постановке легкой комедийности.

60454192_384698308818737_8678330684013543424_n 60464359_414439736058486_1124104468778975232_n
Также в спектакле присутствует тонкий «одесский» юмор. Зритель хохочет, когда главный герой с еврейским акцентом общается по телефону со знакомыми Сёмами, Розами, Фирами, которые рассказывают ему последние сплетни о нем же самом.
Комизм ситуации еще в том, что соседи Гольдинера принимают молодую особу за его любовницу. На самом деле их отношения скорее напоминают привязанность отца к дочери и наоборот.
Гольдинер ненавидит Америку и тоскует по родине, постоянно слушая советские хиты и вспоминая молодость, покойную жену. Мисс Уотсон – независимая дама в разводе. Таким образом, их знакомство превращается в трогательную историю двух одиноких сердец, которую виртуозно показали нам талантливые актеры театра.

60204490_2385336081711476_3834434604438126592_n 60214394_393413744716248_2965288942062010368_n
Режиссер-постановщик нового спектакля – заслуженный деятель искусств Украины Николай Волошин. Николай Григорьевич – опытный режиссер. Долгое время он проработал главным режиссером театра имени Тараса Шевченко, а затем Днепровского государственного цирка.
- Времена меняются, а вот человеческая душа,отношение к жизни – здесь эволюция происходит очень сложно, - рассказал о спектакле режиссер Николай Волошин. - Когда человек привыкает к своему образу жизни, ему сложно перестроиться. Так и с главным героем. Он был воспитан в диктаторской советской стране и вдруг приехал в демократическую Америку, где так себя и не нашел. Он вышел из одного мира, а в другой так и не вошел. И параллельно показано, как девочка, которая родилась в «стране советов», но выросла уже в США, имеет совсем другие взгляды и внутреннюю свободу. Мы видим столкновение двух миров – социалистического и демократического. Между героями возникла человеческая симпатия, потому что девушка поняла пожилого мужчину. Хотя она так и не догадалась, что он именно тот человек, из-за которого ее отец всю жизнь тосковал по родине. Она сочувствует этому старику, видя, что ему нелегко. А он пытается ей рассказать о том, что совершил в молодости страшную ошибку, но так и не решился. Его прощальные слова были о том, что «…В следующем воплощении мы,может быть,встретимся и обо всем поговорим…».

60161681_491692661577159_8675298853714395136_n
Николай Григорьевич благодарен актерам, которые мастерски справились с этой работой.
- Очень ответственно работать над спектаклем для «малой сцены», - говорит режиссер. – Это новый формат. Если неправильно выбрать тональность, тембр голоса, каждый звук может быть фальшивым. Ведь зритель совсем рядом, здесь все должно быть безупречно. Наша задача – чтобы все было искренне, мы старались выстроить диалоги органично, доходчиво и интересно.
-Пьеса, которую мы впервые сыграли на «малой сцене», получилась такая камерная, интимная. Нужно было искать новый способ общения с партнером, со зрителем. Если здесь соврать – это сразу видно. Нужно играть очень откровенно, - поделился с нами ведущий актер театра Владимир Жевора.
- Владимир Николаевич, Вы полюбили своего героя?
- Да, мне Гольдинер очень нравится, несмотря на склочность его характера. Он такой беззащитный. Я ему симпатизирую, несмотря на то, что в жизни он совершил много неправильных поступков. Для меня эта пьеса - не совсем комедия, здесь много серьезных глубоких вещей.
Актриса Елена Попова рассказала, что хорошо знает английский и легко смогла выучить американский акцент для роли миссис Уотсон.
- Мне как актрисе нужно было перебороть, пережить отношение к человеку от неприязни до симпатии и сострадания, - рассказала Елена. - У меня уже есть опыт работы на «малой сцене», поэтому чувствовала себя органично. Мне приятно видеть реакцию людей, которые находятся так близко. Я видела, как зрители смеялись и плакали.

60283161_507437880080958_6372344764058042368_n
С премьерой зрителей поздравил директор-художественный руководитель театра драмы и комедии Сергей Мазаный:
- Хочу вас поздравить с тем, что именно вы стали первыми зрителями нашей премьеры в экспериментальном зале под названием «малая сцена», - сказал после премьерного показа Сергей Владимирович. - 22 и 23 июня на «малой сцене» состоится еще одна премьера – музыкально-литературная гостиная «Разбор одного недоразумения», посвященная дню рождения Анны Ахматовой. Это тоже будет интересный эксперимент. А закрывать сезон мы планируем гоголевским «Ревизором» (3-4 июля). Это будет совершенно иной, свежий взгляд на пьесу, не классический.
Юлия КЛИМЕНКО

Метки: «Однажды на Брайтоне», Театр драмы и комедии