Примадонна из Магдалиновки

В конце 1974 года наш город жил ожиданием большого культурного события, и оно состоялось. 26 декабря 1974 года оперой А. Холминова «Оптимистическая трагедия» начал свой первый сезон Днепропетровский государственный театр оперы и балета. Но этому торжественно-праздничному официальному открытию предшествовала замечательная акция творческого коллектива нового театра. Артисты хора, оркестра, балета, солисты оперы во главе с главным дирижером П. С. Вариводой, режиссерами Р. И. Тихомировым и С. Л. Гаудасинским, главным хормейстером В. В. Киосе и главным художником А. Д. Арефьевым благодарили за огромный напряженный труд строителей, подаривших им второй дом, здание в центре города по пр.К.Маркса, 72 а.

В этот вечер на сцене театра звучала опера А. Бородина «Князь Игорь». Зрители с первых минут спектакля были покорены эпическим звучанием оркестра и хора, необыкновенно выразительными декорациями и прекрасной хореографией знаменитых «Половецких плясок», исполненных с огромным воодушевлением молодым днепропетровским балетом. Но, конечно же, основная нагрузка в этом ярком масштабном представлении ложилась на солистов оперы. Их исполнение, всех без исключения, отличалось высокой музыкальной культурой, замечательным вокальным мастерством и огромной самоотдачей.

16 мая 2019 года, в день бенефиса народной артистки Украины Валентины Коваленко, автору этих строк хотелось перенестись в переполненный зрительный зал оперного театра в декабре 1974 года. Здесь впервые после окончания консерватории исполняет партию Ярославны в опере «Князь Игорь» молодая солистка Валентина Коваленко. Спектакль имел ошеломляющий успех, аплодисменты не смолкали очень долго, исполнители и зрители как будто стали единым целом, чудо тетра свершилось. В этот вечер родилась певица, актриса, солистка днепропетровской оперы Валентина Ивановна Коваленко. Сбылась мечта юной звонкоголосой девчонки из села Магдалиновка.

Аида-В. Коваленко в одноименной опере Дж

Ее творческая биография насчитывает много страниц, наполненных поисками, находками, творческими раздумьями и, конечно, вдохновенными свершениями. Мысленно, листая страницы сценической жизни Валентины Коваленко, убеждаешься, что каждую из них, этих страниц, можно охарактеризовать словами: удивительно, замечательно, поразительно. Да, да именно поразительно, что вокальный стаж певицы насчитывает четыре десятилетия!!! Да, да, удивительно, что в репертуаре Валентины Ивановны более 25 ведущих партий в спектаклях классических и современных композиторов! Замечательно, что ее актерская палитра наполнена такими яркими красками, что ее таланту покорились столь разные партии как: Татьяна «Евгений Онегин» П. Чайковского, Маргарита «Фауст» Ш. Гуно, Джоконда в одноименной опере А. Понкьелли, Элеонора «Трубадур» Дж. Верди, Графиня Альмавива «Свадьба Фигаро» В.-А.Моцарта и многие другие. О необыкновенной широте ее творческих горизонтов говорят столь контрастные, но, тем не менее, нашедшие полное понимание и душевный отклик певицы партии Аиды в «Аиде» Дж. Верди и Бесс в «Порги и Бесс» Дж. Гершвина. Ее Аида была воплощением искренней, преданной женской любви. Голос Аиды-Коваленко очень точно передавал все нюансы глубоких душевных переживаний героини. А ее Бесс увлекала своим бьющим через край оптимизмом. А рядом, что уже совсем удивительными, были красивая, темпераментная Одарка в «Запорожце за Дунаем» С. Гулака-Артемовского, а еще элегантные и остроумные Розалинда и Сильва в опереттах И.Штрауса и И.Кальмана.

Но это еще не все. Киностудия имени А. Довженко решила снять фильм-спектакль по опере К. Данькевича «Богдан Хмельницкий». Этот спектакль в постановке Днепропетровского театра оперы и балета получил Государственную премию имени Т. Г. Шевченко. Кинематографисты приехали в наш город и, посмотрев спектакль, кинорежиссер предложил Валентине Ивановне решить архисложную задачу. Сыграть две совершенно разные по возрасту и характеру роли. В одном кадре В.Коваленко была обольстительной красавицей Геленой, женой Богдана Хмельницкого, но в этом же кадре появлялась старая Варвара, разоблачавшая козни польской красавицы, и Варвару тоже играла В. Коваленко. В этом кинематографическом трюке помогала Валентине Ивановне артистка хора Наталья Петухова. И сложнейшая задача, создание двух совершенно разных образов – красавицы и старухи была блестяще решена солисткой Валентиной Коваленко.

Много задач разной творческой сложности пришлось решать В.И.Коваленко. В каждую вою работу она вкладывала много души и сердца. И эту ее самоотдачу, постоянную и вдохновенную, высоко ценят зрители, а также ее партнёры по сцене.

Поэтому в день бенефиса народной артистки Украины В.Коваленко все участники концерта - артисты оркестра во главе с главным дирижером, народным артистом Украины Владимиром Гаркушей, артисты хора под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Валентина Пучкова-Сорочинского, солисты оперы, заслуженный артист Украины Виктор Парубец, ведущие солисты Наталья Сандак, Андрей Ломакович, Сергей Гаврилов, гость из Италии Аурелио Гримальди, артистки хора Юлия Минчун и Елена Долгина; ведущая концерта Дарья Лебедева своими выступлениями подарили много радостных, добрых волнительных минут и бенефициантке, и зрителям.

В конце концерта с прекрасным бенефисом Валентину Ивановну поздравили директор театра Константин Михайлович Пинчук, главный режиссер Владимир Васильевич Назаров, ассистент главного балетмейстера Елена Беленко, главный хормейстер Валентин Пучков и коллеги-солисты. Приветственное письмо Валентине Ивановне прислала начальник областного управления культуры Наталья Геннадиевна Першина.

Праздничное действо закончилось продолжительными овациями и огромным количеством цветов, врученных Валентине Ивановне зрителями. А именно своим зрителям, тем, для кого жила и живет Валентина Коваленко, не жалея ни времени, ни душевных сил, несет она свет большого искусства.

Татьяна Шпаковская

Метки: Валентина Коваленко