Вперед и с песней на Евровидение-2017

Евровидение-2017 — новый шанс напомнить миру, что Украине есть чем гордиться. А самой стране — неплохо заработать

После победы Джамалы на Евровидении соцсети наводнили не только поздравления или порицания, но и посты о том, откуда украинцы возьмут деньги на проведение конкурса. Особенно усердствовали россияне. Глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев, например, считает, что Украина Евровидение проиграла, учитывая “многострадальный бюджет страны”. А некий пользователь Михаил Тритон и вовсе оказался осведомленнее многих инсайдеров: “В 2015 году Украина не участвовала в Евровидении по финансовым причинам… Сейчас нужно будет выложить $ 45 млн на проведение Евро-2017! Эх, Джамала, такую свинью своей стране подложить!” Правда, примерно такое же кряхтение раздавалось и после победы Русланы в 2004‑м, и после объявления стран—хозяек Евро-2012.

Так вот, для начала — не $ 45 млн. Советник министра инфраструктуры Украины Яника Мерило уже рассказала, что все обычно обходится гораздо дешевле: “Меньше всего потратила Эстония, которой в 2002 году конкурс стоил € 8 млн. Швеции в 2013‑м он обошелся примерно в € 15 млн,— написала она в Фейсбуке и добавила одну важную вещь: — Евровидение — не просто крутое мероприятие, а реальная реклама страны и повышение туризма, новые инвестиции и рабочие места”.

В Украине многие до сих пор не понимают, что культура — вовсе не картина на стене в музее или звучащая со сцены музыка разной степени паршивости. Это еще и грандиозный экономический фактор, который питает деньгами множество далеких от культуры отраслей.

Возьмем некий условный сферический фестиваль в вакууме и одного его посетителя. Чтобы добраться до места проведения и обратно, он покупает бензин или тратится на общественный транспорт — это плюс транспортной сфере. Платит за входной билет, инвестируя и в организаторов, и во все технические службы. На самом фестивале покупает себе еду и питье — плюс пищевой промышленности. Приобретает диск понравившейся группы и сувениры — плюс креативному сектору. Если же это событие международное, то добавьте авиабилеты, отели, рестораны, экскурсии и все, на что тратится турист, приехавший в любой чужой город. В результате фестиваль из песен и плясок превращается в брошенный в воду камень, денежные круги от которого расходятся далеко вокруг.

Каждое масштабное культурное мероприятие приносит пользу не только его организаторам и непосредственным зрителям, но и всему району, городу или стране. Возьмем канонический пример: в 1997 году испанский Бильбао был депрессивным городом с чудовищной безработицей. А затем городские власти рискнули и с закрытыми от ужаса глазами вложили почти $ 90 млн в абсурдный проект: нью-йоркский Музей Соломона Гуггенхайма и архитектор-фантазер Фрэнк Гэри строят филиал этого музея в Бильбао — но сам город при этом не имеет права вмешиваться ни в проект, ни в тематику выставок. Любой наш бюрократ от таких условий просто рассмеялся бы собеседнику в лицо. Но уже за первые три года музей посетили 4 млн человек, потратившие в Бильбао более € 500 млн, а у города началось настоящее возрождение. Сейчас Бильбао — один из главных туристических центров Испании.

И это далеко не единичный пример. Культура умеет и может зарабатывать. В конце зимы в Великобритании подсчитали, что креативные индустрии — книгоиздательство, фильмы, музыка, видеоигры и многое другое — приносят стране 10 млн фунтов в час. Это около 365 млн грн за 60 минут. Неплохой бонус к культурной и развлекательной составляющей.

Свой предыдущий шанс с Евро-2012 Украина не то чтобы упустила, но уж точно не использовала в полной мере. После окончания чемпионата многие европейцы выяснили, что наша страна — не дикая Азия и с радиоактивными калашниковыми тут никто в землянках не живет. По данным Госпогранслужбы, на Евро-2012 приехали 8,3 млн туристов, а на следующий год рост турпотока составил 7,4% — на 1,5 млн больше, чем в 2012 году. Но затем всем известные трагические события вновь подкосили туристическую привлекательность страны. Евровидение-2017 — новый шанс напомнить миру, что Украине есть чем гордиться. И шанс заработать — тоже.

“Оплата стран за участие, спонсорская поддержка и прибыль от продажи билетов могут покрыть примерно 75% расходов. В Украине, учитывая важность мероприятия, верю в еще большие спонсорские деньги. Так что я не слишком драматизировала бы “а есть ли деньги”. Уверена — найдутся”,— написала Яника Мерило. Хочется добавить, что они обязательно найдутся, если власти осознают, что они должны найтись, и не станут "осваивать" бюджеты.

Ну и, в конце‑то концов,— если Джамала смогла, то и мы сможем.

Юрий МарченкоГлавный редактор интернет-издания Platfor.ma

Метки: Евровидение-2017
Loading...
Loading...