Вівторок, 19 березня 2024 року

Как Openmarket будет продавать имущество бывшей власти

АРМА – это интересный проект, который впервые реализуется в Украине, хотя является нормальной европейской практикой. В процессе, до окончательного решения суда, накладывается арест на определенные активы.

Однако процесс (особенно по делам, связанным с коррупцией) может растянуться на годы. И очень часто имущество, на которое наложен арест, или вообще снижается, или полностью обесценивается. Таким образом, даже при окончательном решении ни одна из сторон не удовлетворена. Потому что нет за счет чего покрывать причиненный ущерб.

Именно поэтому для нас интересен этот проект. Крайне важным является продажа имущества по лучшей цене. А она приобретается именно в процессе аукциона. Мы считаем это правильной практикой в развитии предприятия и системы в целом.

Арест и конфискация: в чем разница

Здесь важно понимать коренную разницу между арестованным и конфискованным имуществом. АРМА занимается сугубо арестованным имуществом. А конфискат – это актив, по которому суд уже принял решение о конфискации в пользу государства. Например, нелегально ввозимые через таможню вещи. Суд принимает решение об их конфискации. И государство продает их, компенсируя убытки от неуплаченных ввозных пошлин.

Арестованное имущество имеет другую юридическую природу. Это имущество, на которое наложен арест в ходе судебного процесса. Окончательного решения еще нет. Арест – это обременение, цель которого не допустить продажи, дарение, уничтожения или любого другого способа уменьшения его стоимости. Ведь, если допустить такую возможность – сам процесс будет бессмысленным. Потому любое решение суда не гарантирует сторонам удовлетворения их материальных требований. Поэтому задачей ареста является именно сохранение актива.

Для чего нужно управление активами

Задача АРМА – не допустить обесценивания объекта в результате рыночных факторов. АРМА (Национальное агентство Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений) – является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, уполномоченным на формирование и реализацию государственной политики в сфере выявления и розыска активов, которые могут быть арестованы в уголовном производстве, а также управление активами, арестоваными в уголовном производстве.

Было принято решение эти активы отдать в управление организациям, обладающим навыками получения прибыли вместо убытков от актива. Они сохраняют его ценность, даже производя определенную доходность. Или, если речь идет о категории имущества, которое может существенно потерять свою стоимость – выставляют его на торги.

Ведь такие виды активов, как, например частные легковые автомобили или электронная техника, быстро обесцениваются. И хотя физически они продолжают существовать, однако экономическая их стоимость падает. Поэтому, через несколько лет судебного процесса с точки зрения экономических интересов, стороны окажутся перед ситуацией, похожей по результатам с физическим уничтожением актива. Внешне авто вроде есть – а по сути, все равно, что оно сгорело или его украли. Потому что его реализация не способна вернуть вложенных в него средств – так сторона, выигравшая процесс, останется неудовлетворенной в экономическом плане. Это не справедливо. И наша задача – преодолеть эту несправедливость.

Первым кейсом для нас стали автомобили. Ведь автомобили очень быстро и существенно теряют свою стоимость. Если процесс начался в 2017-м, то 18-м автомобиль будет стоить меньше, а в 19-м – еще меньше.

Поэтому первыми выставленными на продажу на аукционе будут арестованные автомобили (BMW Alpina Mercedes-Benz GL, Toyota Camry, BMW X6).

Судьба арестованного имущества

При реализации этих активов средства будут поступать на специальный депозитный счет. Кстати, оттоки там очень неплохие – 12,5% в год. И они будут начисляться в течение всего судебного процесса, сколько бы он ни длился, месяца или года. Когда суд таки дойдет до окончательного заключения, возможны 2 варианта.

Первый – выигрывает государство, суд примет решение о конфискации актива, и средства от его продажи вместе с начисленными процентами перейдут на казначейской счет государства.

Второй – суд не услышит требования государства (или преступления не было, или указанный актив не является частью преступления). В таком случае средства и проценты отойдут прежнему обвиняемому.

Но в любом случае, автомобиль ценой, например, $100 тыс. будет сохранен в виде средств, а не исчезнет.

И это самое важное.

Возможно ли возвращение актива

Судебная система Украины предусматривает состязательность. То есть стороны процесса равны и выиграть может любой, как государство, так и гражданин или предприятие.

Поэтому вариант снятия обвинений не является исключенным.

Суд может признать обвиняемого невиновным, может признать арестованное имущество не частью преступления.

Однако все это не имеет никакого отношения к покупателю актива. С точки зрения закона он является добросовестным приобретателем. Между ним и прежнем владельцем никаких правоотношений нет, не было и не будет.

Ведь в случае выигрыша в суде, экс-владелец получит свои средства из специального счета, где они добросовестно хранились весь период процесса. И никаких оснований претендовать на один актив у него не будет.

То есть, именно создание системы управления арестованным имуществом и является надежным барьером между бывшим и новым владельцем.

Я считаю символичным то, что реализовывать имущество будет именно OpenMarket. Ведь наша система – наглядное доказательство того, что антикоррупционные изменения в государстве вполне возможны. Мы коренным образом реформировали сферы продажи активов.

И честная и открытая продажа арестованного имущества – существенный шаг вперед в реформировании системы.

Виктор Вишнев

директор государственного предприятия СЕТАМ

Метки: Openmarket, имущество бывшей власти
Контакти

Столярова, 1, Дніпро, Україна, 49038

mail@dv-gazeta.info

© Останні новини Дніпра та України за сьогодні. Онлайн трансляції, фото та відео репортажі на сайті Днепр вечерний. Всі права захищені.