Четвер, 28 березня 2024 року

Год, который перевернул мир

Многие хотят понять, что происходит — почему все так меняется, искажая привычную реальность. Мой ответ начинается с вопроса: а вы помните, что произошло в 2007‑м?

Историкам будущего придется тщательно изучить 2016 год. После голосования Великобритании о выходе из ЕС и победы Дональда Трампа на выборах президента США он стал переломным. Но у всех ключевых политических событий есть серьезные причины. В последнее время я работал над книгой о том, что происходит за фасадом, в самой структуре мира, искажая политику в столь многих странах. И мой ответ начинается с вопроса: что произошло в 2007 году?

2007‑й. Это же такой безвредный год. Но присмотритесь внимательнее.

В этом году Стив Джобс и Apple начали продавать первый iPhone, запустив революцию смартфонов. В конце 2006‑го Facebook, ограниченный рамками университетов и школ, стал открытым для всех и вышел на мировой уровень. Twitter создан в 2006‑м, но запустился в 2007‑м. Тогда же Hadoop, самое важное программное обеспечение, о котором вы ни разу не слышали, начало расширять способность компаний хранить большие массивы неструктурированной информации. Это стало основой для создания “больших данных” и облачного программирования. Кстати, “облака” тоже полноценно запустились именно в 2007‑м.

Тогда же Kindle совершил революцию в сфере электронных книг, а Google создал Android. В 2007‑м у IBM появился Watson — первый в мире когнитивный компьютер, способный понимать любое исследование проблемы рака, а также предлагать врачам крайне точные возможные диагнозы и варианты лечения. Кстати, вы видели стоимость расшифровки человеческого генома? В начале 2000‑х цена достигала $ 100 млн, спустя семь лет начала резко падать.

Еще в 2007‑м сократилась стоимость производства солнечных панелей. А Intel создала бескремниевые микрочипы, продлив жизнь закону Мура — прогнозу о двухлетнем цикле роста мощности микрочипов. В результате экспоненциальный рост вычислительной мощности продолжается по сей день. И наконец, в 2007‑м количество интернет-пользователей перевалило за миллиард.

Со временем 2007 год будут считать одним из главных переломных моментов в истории технологического развития человечества. А мы совершенно не обратили на него внимания.

Почему? 2008 год.

Да, именно в тот момент, когда наши физические технологии рванули вперед, многое из того, что экономист из Оксфорда Эрик Бейнхокер называет социальными технологиями — правила, нормы и коммуникационные инструменты, в которых люди нуждались, чтобы использовать технологическую акселерацию во благо — застыли или оказались нефункционирующими. Даже в лучшие времена социальным технологиям непросто угнаться за физическими, но на фоне финансового кризиса 2008‑го отставание превратилось в настоящую пропасть. Многие оказались дезориентированы.

И это неудивительно, поскольку в 2007‑м связь и вычисления стали настолько быстрыми и доступными, что изменили три формы силы — силу личности, силу машин и силу идей.

Сила, которую получила личность, феноменальна. Теперь, когда Трамп хочет быть услышанным, он просто отправляет короткий твит прямо из своего пентхауса в Нью-Йорке. Исламское государство делает то же самое из отдаленной сирийской провинции. Машины не только могут обыгрывать человека в шахматы, но и пишут новости, песни и стихи не хуже, чем человек.

Идеи распространяются через социальные сети быстрее и дальше, чем когда‑либо. В результате новые (включая фейковые новости) могут внезапно набрать силу, а старые (например, оппозиция однополым бракам) слабеют. Так что технологии, глобализация и, посмею добавить, мать-природа одновременно ускоряются и усиливают друг друга.

Недавно встречался с беженцами из Западной Африки. Они дали понять, что хотят в Европу, которую видят в своих смартфонах, и используют WhatsApp, чтобы создать сети для организации нелегальной миграции.

Понятно теперь, почему на Западе многие люди нервничают. Два якоря стабильности — их общество и рабочие места — сотрясаются. Они идут в магазин, а там к ним обращаются немного не с тем акцентом. Приходят на работу, а в офисе сидит робот, который, похоже, учится выполнять те же задания. Меня это разнообразие людей и идей радует — но некоторые просто не успевают адаптироваться к происходящему.

Эти ускорения в темпах развития технологий, глобализации и матери-природы — словно ураган, в который нас всех затягивает. И нам нужно искать не защиту от него, а само око бури. Поскольку все происходящее, как по мне, говорит о появлении здоровых обществ, достаточно гибких, чтобы справиться с темпами изменений и способных стать основой стабильности для входящих в эти общества людей.

Томас Фридман

Американский журналист, трёхкратный лауреат Пулитцеровской премии

Метки: Facebook, Twitter, WhatsApp, Стив Джобс

ПОПУЛЯРНЕ

Архів новин
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Контакти

Столярова, 1, Дніпро, Україна, 49038

mail@dv-gazeta.info

© Останні новини Дніпра та України за сьогодні. Онлайн трансляції, фото та відео репортажі на сайті Днепр вечерний. Всі права захищені.