Вівторок, 19 березня 2024 року

Есть ли у нас министр агрополитики

Очевидный ответ на вынесенный в заголовок вопрос – «Да, разумеется, есть».

Чтобы убедиться в этом достаточно зайти на официальный сайт Кабинета Министров, где Тарас Кутовой указан среди других членов правительства.

Но если послушать участников рынка, то создается впечатление, что штат Кабмина в части сельского хозяйства явно не доукомплектован.

Недавно мы с коллегами запустили аграрную программу, в которой рассказываем о достижениях небольших сельхозпроизводителей, главах сельсоветов, которые в условиях минимального финансирования умудряются творить чудеса, интересных идеях и трендах в АПК. При подготовке каждого выпуска мы общаемся с десятками людей – и чаще всего их комментарий о главе Минагропрода сводится к риторическому вопросу «А кто это?».

А ведь это те самые фермеры и сельские жители, на которых и ориентирована аграрная политика государства. Точнее должна быть ориентирована, поскольку в Украине никакой глобальной программы и стратегии развития АПК нет. Программа, с которой Тарас Кутовой начинал свою каденцию год назад – «3+5» (среди моих ироничных коллег-аграрных журналистов известна как «Восемь») на статус такого программного документа претендовать не может – это традиционный для обитателей здания на Крещатик, 24 сборник штампов, не содержащий никаких прорывных элементов для отрасли. Такая программа была и у Алексея Павленко, а еще раньше – у Николая Присяжнюка, теперь вот – у Тараса Кутового, и основное отличие этих документов – цифра года на титульной обложке. Впрочем, резко уменьшившееся упоминание этого документа в официальных заявлениях Минагрополитики указывает на то, что и сам инициатор понял, что это мертворожденный проект.

Украинские аграрии к счастью, вполне самодостаточны. Они не нуждаются в каждодневном присмотре, выступая при этом надежной поддержкой экономики и госбюджету, и чаще всего от чиновника требуют только одного – не мешайте. Но иногда у них все же возникают проблемы, требующие вмешательства официального регулятора и вот тогда-то и возникает вопрос, вынесенный в заголовок. На невозможность найти министра на рабочем месте хором нарекают представители разных секторов отрасли, интересы которых он должен представлять: его нет /мы не смогли попасть/записаться /он на больничном…

Я верю своим собеседникам, так как на собственном опыте убедился, что нынешний министр – рекордсмен по закрытости. За год на должности он не дал ни одного (!) публичного брифинга или пресс-конференции. От коллег я знаю, что изредка проходят какие-то закрытые встречи в комфортной для министра обстановке с комфортными для него изданиями, но такой формат общения с прессой вряд ли приемлем для руководителя ключевой отрасли в стране. Мне запомнился материал на «Украинской правде» - http://www.pravda.com.ua/articles/2016/10/17/7123864/ журналист которой провел с министром целый день. Особенно запомнился фрагмент, когда в конце беседы министр садится в «кубик», который ему «подарили друзья» и уезжает (пользуясь случаем, хочу выразить восхищение автору).

Спустя год каденции Тараса Кутового объем проблем в АПК огромен. Многие из них возникли давно, но их галопирующая динамика – уже зона ответственности нынешнего руководителя Министерства.

Это эпидемия АЧС, которая каждую неделю расширяется на два-три населенных пункта.

Это позорный коллапс в управлении «Укрспиртом».

Это назначение на должность главы крупнейшей государственной корпорации – ГПЗКУ - человека, чье пребывание на посту охарактеризовалось критическим ухудшением отношений с китайскими кредиторами и остановкой экспорта зерна в КНР, а закончилось скандалом с обнаружением у него подпольного казино.

Чтобы убедиться в этом достаточно зайти на официальный сайт Кабинета Министров, где Тарас Кутовой указан среди других членов правительства.Это нулевая динамика приватизации государственных предприятий в сфере управления Минагрополитики (впрочем, тут нужно признать, что приватизация ГП это не чисто аграрная, а общенациональная проблема).

Это отмена спецрежима по НДС, который генерировал льготу для отрасли в размере 25 млрд гривен, взамен которой аграриям предложено 4 млрд дотаций.

Несмотря на критическое количество проблем, отсутствие управления и общий хаос на уровне стратегии, аграрный сектор в прошлом году вновь обновил рекорды, как делает это последние 10 лет при любом министре.

Урожай зерна в прошлом году достиг беспрецедентных 66 млн тонн, а экспорт превысил 35 млн тонн, объем агропроизводства в целом вырос на 6%. Министерство традиционно ставит себе эти показатели в заслугу, хотя максимальное участие регулятора в их обеспечении заключалось в невмешательстве. Однако роль Министерства – любого - не может сводится к нейтральности. Оно должно обеспечить общее виденье на средне- ,а лучше – долгосрочную перспективу, определить стратегию и обеспечить эффективное управление наиболее знаковыми государственными субъектами в АПК, такими как «Укрспирт» и ГПЗКУ.

Сейчас множество задач, которые в ежедневном режиме формирует мультисекторальность аграрного сектора, не решаются, а откладываются до лучших времен. Но если так пойдет дальше, то такие лучшие времена никогда не наступят.

Олег Гавриш

Заместитель редактора НВ Бизнес, ведущий еженедельной деловой передачи Перша Шпальта, Первый национальный телеканал

Метки: аграрный сектор, власть, министр агрополитики, реформы
Контакти

Столярова, 1, Дніпро, Україна, 49038

mail@dv-gazeta.info

© Останні новини Дніпра та України за сьогодні. Онлайн трансляції, фото та відео репортажі на сайті Днепр вечерний. Всі права захищені.