Вівторок, 19 березня 2024 року

20 сентября: Каталония против Испании

Испания сегодня начала массированное наступление на каталонский референдум о независимости. Каталонцы ответили массовым неповиновением и полным отказом от формулы "один народ"
Весь этот обзор посвящен событиям в Каталонии – мятежной провинции Испании, намеренной 1 октября провести референдум о независимости. Сегодня там началась резкая эскалация напряженности. События завертелись как в калейдоскопе – дело идет к Майдану с элементами партизанщины.

Наступление Мадрида

Утром 20 сентября по всей Каталонии прошли обыски, задержания и аресты местных чиновников и избранных лидеров, поддержавших идею независимости. Мэрам городов, собравшимся проводить голосование, пригрозили уголовным преследованием, их стали целыми группами тягать на допросы.

Все силовые действия проводились не местной полицией, которая поддерживает референдум, а завезенной из других регионов Национальной гвардией. Всем ее сотрудникам отменили отпуска на ближайшие три недели. Власти в Мадриде зафрахтовали два круизных лайнера (на несколько сотен мест каждый), чтобы разместить в них нацгвардейцев. Один лайнер поставили на якорь в порту Барселоны, еще один – в Таррагоне.

Силовики целый день рыщут по офисам каталонских властей, где изымают любые материалы, так или иначе связанные с предстоящим референдумом. Людей, заподозренных в подготовке к голосованию, задерживают. Среди взятых под стражу уже оказался помощник вице-президента Каталонии по финансовым и экономическим вопросам Жозеп Мария Жозе.

Мадрид заморозил каталонские счета в своих банках, чем поставил под угрозу выплаты зарплат бюджетникам, чиновникам, полиции и пожарным. Центральные власти пошли на этот крайне болезненный шаг, чтобы не допустить финансирования референдума.

На удивленные вопросы журналистов премьер-министр Мариано Рахой заявил, что «правительство делает то, что положено. И мы продолжим свою работу – до самого конца». При этом он сказал, что для недопущения референдума будут задействованы «все необходимые меры». Видимо, включая и силовые.

Министр иностранных дел Испании Альфонсо Дастис сравнил сторонников референдума с нацистами и пообещал, что голосование не состоится ни при каких условиях.

Информационная война идет по всем фронтам. Правоохранительные органы постоянно отслеживают и закрывают сайты, пропагандирующие референдум и независимость. Впрочем, эти сайты тут же переезжают на новые имена, поэтому борьба там бесконечна. Одновременно мадридская El Pais написала, что действия сторонников независимости по испанскому УК могут быть квалифицированы как «восстание» и «заговор». Наказание – 30 лет тюрьмы.

Все очень серьезно, но каталонцы сдаваться не собираются.

Ответ Барселоны

К тем зданиям, где Нацгвардия вела обыски, моментально стекались сотни людей, они блокировали входы, вытаскивали из-под носа полицейских агитационные материалы и помогали сбежать тем, кого полиция собиралась взять под стражу. На момент написания обзора за решеткой оказались 12 чиновников, но если бы не люди, их было бы намного больше.

В Барселоне и других крупных городах региона посреди рабочего дня на улицы вышли десятки тысяч людей, протестующих против действий центральной власти. Ожидается, что в 20:00, после завершения рабочего дня, на улицы Барселоны и других населенных пунктов выйдет более миллиона возмущенных людей с требованием освободить задержанных и дать спокойно провести референдум.

Они выражают свое возмущение, выкрикивая «No Pasaran!» («Они не пройдут!») – известнейший лозунг республиканцев конца 1930-х годов, когда в Испании бушевала Гражданская война. Сама аллюзия на те времена, кстати, довольно серьезный знак. Люди, похоже, настроены очень решительно. Еще один их лозунг звучит совсем ясно: «Долой оккупантов!».

Местные власти, однако, призывают своих сторонников всеми силами воздерживаться от любых проявлений насилия, настаивая на мирном характере своего движения. При этом сами каталонские руководители не скупятся на критику в адрес Мадрида.

Каталонский вице-президент Уреол Жункерас жалуясь на облавы, обыски и задержания объявил, что «ничего подобного не происходило в западных демократиях уже десятилетия». Глава региона Карлес Пучдемон созвал экстренное заседание правительства, после которого выступил с обращением к народу и миру.

По его словам, центральные власти с помощью «скоординированного полицейского нападения» фактически отменили автономию региона и ввели в ней незаконное чрезвычайное положение. Он обвинил Мадрид в уничтожении демократии, пренебрежении к правам человека и элементарной законности. Пучдемон попросил помощи у «всех демократов в Каталонии и за ее пределами». Это уже звучит как созыв интербригад! «Мы не согласимся на возврат к самым темным временам», - подытожил глава региона, видимо, намекая на франкистскую диктатуру.

Но наиболее интересной стала реакция на эти события со стороны известной сторонницы единства с Испанией – мэра Барселоны Ады Колау. В своем твиттере она написала: «Обыски в органах власти и арест чиновников – это настоящий скандал для демократии. Мы защитим каталонские институты». Похоже, благодаря сегодняшним событиям, и она влилась в ряды сепаратистов.

Каталонские депутаты, до последнего момента заседавшие в испанском парламенте, сегодня в знак протеста против действий властей у себя на родине, демонстративно покинули зал заседаний. Вслед им неслось: «И не возвращайтесь!». Думаю, уже не вернутся.

Глядя на все происходящее, на улицах Барселоны растет популярность идеи уже сегодня объявить независимость – не дожидаясь референдума. Местная власть, однако, призывает этого не делать и «спокойно» проголосовать, после чего и принимать решение.

Пучдемон и его люди, правда, де-факто уже стали независимыми. На окрики и команды из Мадрида после сегодняшних событий они больше не реагируют и ведут полностью свою игру. Отступать им более некуда. Впрочем, улицы бурлят уже и без их участия. Поэтому сейчас даже не вполне понятно, будут ли собравшиеся там люди прислушиваться к своим формальным лидерам или пойдут по пути киевского Майдана.

Кстати, у каталонцев и украинцев есть много общего.

Не «один народ»

Чтобы понять, чего это каталонцам так сильно хочется независимости, надо поставить текущие события в исторический контекст. Это, конечно, к обзору 20 сентября 2017 года имеет мало отношения, поэтому этот раздел – в самом его конце.

Интересно, что история и система отношений Испании и Каталонии во многом напоминают российско-украинские.

Каталония обладает даже более древней историей, чем Испания. Ее независимость была провозглашена в 988 году. (Киевский князь Владимир одновременно крестил Русь). При этом каталонцы народ всегда больше испанцев ценили свободу, предпочитая абсолютной монархии более демократичные формы правления и автономию от центра.

Испанцы испокон веков отказывали каталонцам в национальной идентичности, считая их лишь ветвью одного народа, попавшей под внешнее (французское) влияние. Это касалось и каталанского языка: он отличается от испанского примерно в той же степени, что украинский – от русского.

За упорное нежелание становиться частью одной империи и одного народа испанцы дважды наказывали каталонцев.

В 1814 году король Филипп V взял штурмом Барселону, разграбил и частично разрушил ее, а против сторонников самостоятельности применил массовые депортации, казни и пытки. Местный университет был закрыт, издание книг и даже общение на каталанском языке – запрещено, автономия и вольности местной верхушки - полностью упразднены.

Эта история почти дословно повторилась в 1939 году, когда республиканскую Барселону захватили войска диктатора Франциско Франко. Он снова отменил все местные вольности, запретил язык и любые упоминания о каталонской идентичности.

Почти единственной отдушиной для каталонских патриотов оставался футбольный клуб «Барселона», который использовал традиционные «сепаратистские» цвета на своем гербе. Его отношения и извечное соперничество со столичным «Реалом» во многом походили на отношения киевского «Динамо» и московского «Спартака» во времена СССР.

Кстати, сегодня ФК «Барселона» выступил с заявлением в защиту демократии и права Каталонии на свободу самоопределение.

После восстановления в Испании демократии в 1977 году, Каталонии вернули права автономии, однако поначалу местные жители даже и не знали, как ими толком пользоваться – забыли. Но со временем научились, благодаря чему национальное самосознание стало расти от года к году. Закономерный финал – требование проведения референдума.

В связи с крайне сложной историей испано-каталонских отношений центральной власти надо было действовать намного аккуратнее, чем сейчас. Строго говоря, можно даже было объявить референдум и признать его законным: по июльскому опросу, за единство с Испанией было на пять процентов избирателей больше, чем за отделение.

Однако прибытие из других регионов Национальной гвардии, демонстративные обыски и аресты, угрозы и давление из Мадрида сослужили ему плохую службу. Даже лояльным Испании каталонцам совершенно не нравится столь наглое вмешательство в дела региона. Пример мэра Барселоны – лишь один из многих.

Сейчас же дошло до того, что даже местные фермеры, обычно мало интересующиеся политикой, готовы перекрывать своей техникой дороги, чтобы не дать войти в Барселону «оккупационным силам».

Поэтому, думаю, шансы на отделение Каталонии остаются весьма велики. Концепция «одного народа» вообще плохо работает с помощью силы и принуждения.

Иван Яковина

Корреспондент НВ, бывший сотрудник онлайн-ресурса Лента.ру

Метки: Испания, каталонский референдум
Контакти

Столярова, 1, Дніпро, Україна, 49038

mail@dv-gazeta.info

© Останні новини Дніпра та України за сьогодні. Онлайн трансляції, фото та відео репортажі на сайті Днепр вечерний. Всі права захищені.