Потёмкин вернётся к императрице

 

Днепропетровские шедевры

24 сентября  - примерно в то же время, когда Днепропетровск обычно отмечает день своего рождения  - появился на свет и один из его основателей - светлейший же князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический.

Он стоял у истоков создания  не только Екатеринослава, но и Запорожья, Симферополя, Севастополя, Николаева, Херсона…
Неудивительно, что такой человек имел при жизни немало парадных портретов. Один из них долгое время находился в нашем городе, потом покинул его, а скоро – надеемся, к своему дню рождения – снова вернется в наш город. Рассказать об этом шедевре мы решили именно сейчас еще и потому, что история его долгого забвения связана с Великой Отечественной войной, день окончания которой мы скоро будем отмечать. Впрочем, обо всем по порядку.
В середине XVIII века для управления недавно присоединенными землями требовался административный центр, который решено было основать в устье реки Кильчень при впадении в реку Самара. Новый город был основан в 1776 году и назван Екатеринославом в честь императрицы Екатерины. Согласно первоначальному плану фаворита императрицы князя Григория Потёмкина и самой Екатерины Второй, Екатеринослав должен был стать «Третьей столицей Российской империи». Григорий Потемкин сделал для обустройства города немало: например, разработал специальную программу по устройству водоснабжения, которая, правда, потом была потеряна. Однако после его смерти в 1791 году и Екатерины Второй в 1796 году, а также из-за отсутствия  в казне средств бурное развитие города затормозилось. Разумеется, вины Потемкина в этом нет: по версии историков,  он планировал возвести  «идеальный город» - Новый Иерусалим....
Портрет князя Григория Потемкина попал в Днепропетровский художественный музей после Великой Отечественной войны – он, возможно, был найден среди руин. Согласно легенде, портреты Потемкина и Екатерины Второй были выполнены австрийским живописцем Иоганном Баптистом  Лампи  в 1793 году – для украшения Потемкинского дворца в Екатеринославе, а возможно, они написаны учениками Санкт-Петербургской Академии искусств – по оригиналам Лампи. По размеру эти портреты немного отличались один от другого. Портрет Екатерины Второй был отреставрирован и экспонируется сейчас в одном из залов музея, а вот портрет Потемкина был в таком плачевном состоянии, что долгое время казалось, что его реставрация просто невозможна...
То, что портрет этот вообще уцелел в годы войны – редкая удача. Директором художественного музея тогда был назначен Феодосий  Белозуб, который, по воспоминаниям научных  сотрудников тех лет,  охотно водил немцев всюду, и не было никакой возможности что-либо спрятать». Оказывается, Белозуб тяготился существованием музея и на просьбы музейщиков спрятать, спасти хоть что-нибудь говорил: «Хай беруть! Нам менше мороки буде! Хай швидше розвозять всі ці картини, тоді і для технікума буде більше місця!». До  войны Феодосий Емельянович преподавал в землеустроительном техникуме геодезию, об искусстве и о музее не имел никакого понятия, патриотизмом не отличался  - вот и способствовал всеми силами  грабежу музея. Уцелевшие экспонаты сотрудники художественного музея сложили в библиотечную комнату и заставили большим шкафом, в других комнатах экспонаты завалили хламом. А некоторые из них покрыли густой акварелью и написали на них футуристические композиции - в таком  виде они были в относительной безопасности, а краску можно было потом смыть. Вскоре в художественный музей перевезли большинство экспонатов из исторического – в ДИМе немцы хотели устроить резиденцию   комиссара Клостермана. В один из  дней в августе 1943 года в музей приехали гестаповцы и потребовали показать экспонаты. Уцелевшие после  грабежа картины были хорошо замаскированы. И тогда немцы, к ужасу музейщиков, стали выносить большие картины и грузить их на машины. Портрет Григория Потемкина тогда уцелел, а вот кому принадлежит его маркировка черной краской – вряд ли когда-нибудь станет известно...
Когда несколько лет назад сотрудники Днепропетровского художественного музея развернули то, что долгое время считалось остатками портрета князя Потемкина Таврического, оказалось, что шедевр не так уж сильно пострадал. Тут-то и решили музейщики заняться находкой вплотную. Разыскали написанные воспоминания бывших сотрудников музея, которые свидетельствуют, что в 20-х годах прошлого века  этот портрет хранился  в подвальной комнате Потемкинского дворца, где лежал, заваленный лозунгами и знаменами. Бывший главный хранитель музея Семен Шило утверждал, что прикрытый тряпьем портрет и пролежал долгие годы - до  инвентаризации 30-х, а позже 40-х годов.  Якобы к  подрамнику картины  по углам были прибиты древки неисправных швабр, и его без рамы использовали как носилки - делая вид, что выносят мусор. Он лежал во время войны всегда лицом к полу, засыпанный пылью и хламом...
Как бы то ни было, портрет выжил. Несколько лет назад он был отправлен на реставрацию  в Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры, работа над ним была поручена одному из студентов-дипломников. Сейчас картина уже отреставрирована и ждет своего возвращения из столицы в Днепропетровский художественный музей – чтобы занять место рядом с парадным портретом Екатерины Второй.
Юлианна КОКОШКО

Loading...
Loading...