Звезды отражаются в лужах

 

1911 год. Октябрь.

Городской театр буквально атакуется толпами женщин, желающих попасть на спектакли с участием знаменитой актрисы Асты Нильсен (Дания).

Чем же был вызван такой ажиотаж: желанием увидеть воочию иностранную театральную звезду?  Познакомиться со спецификой датского диалекта?
Аста Нильсен родилась в Копенгагене в бедной семье. Отец был безработным, а мать стирала в богатых домах. Семья переехала в провинцию. В школе была большая библиотека, и юная Аста много читала. Уже тогда ее увлекали образы героинь Ибсена – Агнесса, фру Ингер, Гедда Габлер. И с тринадцати лет Аста знала, что будет только актрисой. Ее учителем стал режиссер Петер Йеридорф. Это у него она окончила актерский курс в школе Королевского театра Копенгагена. С 1901 года Аста Нильсен гастролирует на сценах театров Швеции, Норвегии, Финляндии. Очень быстро слава о датской «Саре Бернар» разносится по многим странам. Актриса играла разноплановые роли – комических старух, субреток, травести (девушек, переодетых в мужскую одежду).
Гастроли в Екатеринославе имели неповторимую специфику.  Интеллектуальная публика ходила смотреть спектакль «Гамлет». Все дело в том, что Аста Нильсен воспользовалась версией американского шекспироведа Эдварда Вейнингера, считавшего, что Гамлет – переодетая женщина. В трактовке Асты Нильсен Гамлет представал умной и нежной принцессой, рожденной в смутное военное время. Она любит Горацио, своего сокурсника по университету. Актриса играла роль женщины, взвалившей на себя мужскую миссию и сломленную непосильным бременем. Тайная страсть к Горацио усугубляла тяжкие метания принцессы, ее трагическую судьбу. Трактовка роли таким образом переходила в романтическое русло. Этот «Гамлет», представьте себе, вызвал оживленные дискуссии в образованных семьях Екатеринослава. Согласно легендам, во многих домашних театрах нашего города был поставлен «Гамлет», в котором в главной роли выступали наши эмансипированные землячки.
Но афиши также извещали о том, что в репертуаре датской знаменитости мирно уживаются такие спектакли, как  «Дама с камелиями», «Бездна»,  «Трагедия проститутки». Билеты на эти спектакли не просто раскупались. В связи с огромным интересом публики «Бездна» и «Трагедия проститутки»  игрались дополнительно. Надо, наверное, учесть социально-экономическую обстановку тех лет, чтобы объяснить ажиотаж , возникший именно вокруг этих наименований. В «Бездне» Аста Нильсен играла роль учительницы музыки Магды, которая влюбилась в циркового акробата Рудольфа и бросила чуть ли не накануне свадьбы своего жениха, инженера Киуда.  Вместе с Рудольфом она выступает в варьете, где исполняет эротические танцы (эти номера вызывали восхищение у мужчин). Но вскоре Рудольф охладевает к Магде. Она в отчаянии убивает своего неверного любовника и попадает в тюрьму. Этот сюжет так волновал публику, что в зале раздавались рыдания во время действия. Неслись реплики типа : «Так этому подлецу Рудольфу и надо!».
Очевидно, многие зрительницы узнавали в Магде себя…
«Трагедия проститутки», как говорят, перевернула Екатеринослав.  Аста Нильсен, которая не обладала ослепительной красотой, создала образ стареющей путаны. В довольно сентиментальной истории  героиня теряла по очереди все: деньги, жилье,  поклонников, клиентов, уверенность в завтрашнем дне. Актуальность этой темы была очевидной и привлекла в зал  массу зрительниц. Которые, как оказалось, были екатеринославскими путанами. После первого спектакля «Трагедия…» к отелю «Париж», в котором жила датская звезда, на следующее  утро начали приходить толпы женщин. Их количество исчислялось тысячами. Перепуганные служащие отеля доложили фрау Асте о визитершах, просивших об аудиенции. К их огромному удивлению, актриса сама вышла в холл и  приветливо улыбнулась настороженным женщинам. Разговаривая на ломаном русском языке, она внимательно выслушала рассказы о тех жутких ситуациях, в которые попадали екатеринославские путаны.
Вечером в спектакле «Трагедия  проститутки» произошли сюжетные изменения. Зрительницы смотрели и не верили своим глазам: на сцене разыгрывались эпизоды, о которых визитерши утром рассказали звезде в отеле.  Социальное дно Екатеринослава просто перенеслось на сцену. Эта новость мгновенно  разнеслась по всему городу, и на следующие спектакли явились представители местной полиции. Затем пожаловал сам губернатор. Обстановка в городе накалилась до  такой степени, что стражи порядка были вынуждены нанести визит гастролерше. О чем был этот разговор? Мы, понятное дело, не узнаем, но Аста Нильсен в итоге встала на защиту прав екатеринославских путан. Отменить гастроли такой звезды местные власти не решились, ибо мог возникнуть нежелательный международный скандал. Поэтому они со стороны наблюдали за происходящим. Аста Нильсен, например, сыграла несколько благотворительных «Трагедий…», сборы от которых перечислила на лечение и нужды наших землячек.
Датчанка лично посетила несколько лачуг и землянок, где доживали свои годы выброшенные из жизни женщины. Благородство актрисы было настолько велико, что она подарила им свои личные вещи.  Более того, актриса сама обратилась к губернатору с просьбой организовать приюты для бездомных старых и одиноких путан. Давайте поверим в то, что призывы звезды были услышаны губернатором.
Отъезд Асты Нильсен из Екатеринослава превратился в многотысячную манифестацию. Толпы представительниц древнейшей профессии устлали путь актрисы цветами. Женщины видели в актрисе свою защитницу и спасительницу и понимали: этот Ангел вот-вот их покинет. Карьера Асты Нильсен развивалась стремительно: она стала звездой немого кинематографа, в котором создала образ женщины-вамп. В 1927 году на мировые экраны вышел фильм «Трагедия проститутки»,  ставший лидером проката. Главную роль сыграла великая актриса Аста Нильсен.  Но в СССР фильм не показывался: строилось новое общество, в котором, как всем обещалось, будет доминировать все только положительное.       
Андрей ТУЛЯНЦЕВ, кандидат искусствоведения

Loading...
Loading...