В редакции «Вечерки» побывал один из самых известных композиторов-песенников советской эпохи Эдуард Ханок
Кто бы мог подумать, что самый обычный рабочий понедельник, который по традиции считается нелегким днем, преподнесет вечернянцам такой сюрприз!
Утром 18 февраля сначала раздался звонок в отделе культуры: «Добрый день! Это композитор Эдуард Ханок. Я на один день приехал в Днепропетровск - хотел бы с вами увидеться». А через несколько часов дверь редакции распахнулась, и на пороге возник автор суперхитов «То ли еще будет», «Я у бабушки живу», «Ты возьми меня с собой», «Малиновка», «Здравствуй, чужая милая» собственной персоной.
Эдуард Ханок сразу признался, что приехал в Днепропетровск не по песенным делам – ими он уже давно не интересуется. От музыкальной практики он перешел к теории, хотя обычно происходит наоборот. А все потому, что вот уже много лет подряд Эдуард Семенович тщательно исследует не только эстраду, но и все профессии с помощью собственной теории творческих волн. Это новое занятие настолько захватило классика советской песни, что теперь он уверен: «В любой профессии главное – вовремя смыться!».
- Спорт, балет и шоу-бизнес – это три скоропортящиеся отрасли человеческой деятельности, - утверждает Ханок. – Вы, допустим, сначала попадаете в свой энергетический сектор, но через 10-15 лет полностью обновляетесь, становитесь уже совсем не таким, каким были раньше. Энергетика уже ослаблена, а значит, все написанное пойдет в стол. Так сегодня делают Пахмутова, Шаинский, Зацепин, Антонов… С природой не поспоришь! Я, конечно, иногда еще пишу песни – как правило, на заказ. Вот с Ильей Резником мы написали песню «Служить России», благодаря которой я получил российское гражданство. Уже больше десяти лет она открывает и закрывает правительственные концерты. Да, она достаточно известная – даже Басков ее иногда поет (хоть и плохо), но не популярная. Потому что моя самая мощная волна была в 70-е годы…
Эдуард Семенович не склонен обвинять во всех смертных грехах современный шоу-бизнес. Просто он уверен, что в советское время, когда критике подвергались джаз и рок, они, тем не менее, развивались, а вот эстрада, увы, стояла на месте. Ханок бесстрашно не перестает повторять, что для западного слушателя вся российская эстрада – это своего рода профессиональная самодеятельность. До «Битлз», как говорится, далеко… Вследствие активного сопротивления властей таким музыкальным направлениям, как рок и джаз, стала появляться контркультура - группы «Мираж», «Ласковый май»… Сейчас, по мнению композитора, опять наблюдается нечто подобное.
- Мне всегда везло – поэтому я считаю себя счастливым человеком, - признается Эдуард Семенович. - Когда я учился в консерватории, хотел стать классиком – занимался классической музыкой. Но на четвертом курсе решил все бросить. Вскоре отправился в Кривой Рог, где моя жена преподавала в музыкальной школе. До сих пор вспоминаю криворожские темные-темные ночи…Сам я тоже пошел преподавать в пединститут, там и начал заниматься песенным творчеством. Именно здесь я написал песню про «потолок ледяной, дверь скрипучую», которая потом стала очень популярной. Жил я немного и в Днепропетровске – на жилмассиве Солнечном. Там я написал музыку к еще одной известной песне – «Біля млина калина…». Я поставил задачу добиться чего-то в песне, и я ее выполнил.
А потом Ханок ушел в науку и теперь уверяет, что в свои 72 чувствует себя гораздо лучше, чем когда-то в 27. Потому что новая профессия – это как новая жена, которая способствует полному обновлению. Вот и сейчас композитор приехал из Минска в Москву, из Москвы в Днепропетровск, а от нас его путь лежит в Гомель. Секрет его неиссякаемой энергии – в постоянной работе, которая прекращается только на несколько часов в сутки, во время сна. Самое страшное для творческого человека – быть невостребованным, от этого все болячки. А Ханку о них думать некогда – творческие волны не дают покоя.
- Недавно я сделал гиперволнограмму России, и теперь я единственный человек, который знает, чем все закончится, - смело заявляет композитор.- Как поется в песне, «хорошо бы хорошо…». Сейчас уже готовы мои волнограммы таких личностей, как Пушкин, Петр Первый, Сталин, Булгаков, Ельцин, Путин. Я знаю особенности их творческого состояния.
Об Украине говорить пока не могу – ее волнограмму еще не делал. Что же касается Беларуси, то она пока находится в самом начале пути развития, своей истории у нее еще нет.
Несмотря на безумную популярность в 70-80-е годы прошлого века песен на музыку Эдуарда Ханка, их автор считает себя случайным человеком в этой профессии, поскольку пришел в эстраду из классической музыки и, к примеру, совершенно не владел искусством аранжировки. Поэтому успех всех его песен, по словам Эдуарда Семеновича, это прежде всего заслуга их исполнителей… Просто с 1971 по 1983 годы у композитора была счастливая волна, когда все получалось. Впрочем, и тогда было не все так просто. Например, наш гость вспомнил, как Алла Пугачева два года продержала у себя без движения его песню «То ли еще будет». И только когда ее дочь Кристина пошла в школу, Алла Борисовна запела про то, как «нагружать все больше нас стали почему-то…». И тут же сделала хитом еще одну песню, которая до тех пор была просто вальсом из неудачного кинофильма – «Ты возьми меня с собой».
- Для ресторанного коллектива гостиницы «Белоруссия» в городе Бресте я написал песню «Малиновки заслышав голосок…», - вспоминает Ханок. – Она быстро стала популярной в этом заведении и звучала по пятнадцать раз за вечер. И однажды в этой гостинице поселились музыканты ВИА «Верасы», которые тоже услышали песню про малиновку. Они взяли ее себе в репертуар, добавили свистульку – и получился шлягер! А я в это время бегал за Яком Йолой, пока он меня не послал и не сказал, что эта песня ему не нравится… Вообще, мы работали в золотое время – авторы песен всегда объявлялись, платились авторские отчисления… Я получал от 2 до 5 тысяч рублей в месяц при средней зарплате в СССР 120 рублей – был самым богатым в Белоруссии композитором. Сегодня я небогатый, но вполне обеспеченный человек. Поменял профессию и чувствую себя прекрасно!
Сегодня практически все время Ханок занимается волнограммами – как правило, вместе со своей внучкой-помощницей Ярославой. Уже готовы Синатра, Кобзон, Райкин, на подходе Кончаловский, Михалков, Леонтьев… Скоро должна увидеть свет третья книга Ханка – «Пугачевщина 15 лет спустя. Конец истории», в которой ее автор поблагодарит Примадонну за то, что именно с ее помощью он в свое время открыл теорию творческих волн. Однако хотя Эдуард Семенович и уверял, что музыка его уже совершенно не интересует и он давным-давно не садился за фортепиано, все-таки, не устояв перед обаянием главного редактора «Вечерки» Ирины Авраменко, он внял ее просьбе и исполнил отрывки из своих песен. Мы аплодировали и композиции о России, и «Самураю», сочиненному в 90-е. Однако настоящие овации сорвало попурри на всеми нами любимые - кому с детства, кому с юности, кому с молодости – песни. Что и говорить – мы были в полном восторге!
НАША СПРАВКА
Эдуард Ханок родился 18 апреля 1940 года в Казахстане в семье военного. В детстве переехал в город Брест, где закончил среднюю школу. В 1962 году закончил Минское государственное музыкальное училище им. М.И. Глинки, в 1969-м - Московскую консерваторию им. П.И.Чайковского, во время учебы в которой написал свою первую песню.
Эдуард Ханок работал в разных жанрах — вокально-симфоническом, камерно-инструментальном, камерно-вокальном, но наиболее плодотворно — в песенном. Из его произведений формировались репертуары ансамблей «Верасы», «Сябры» и «Песняры». Песни Эдуарда Семеновича исполняли Алла Пугачева, Лев Лещенко, Эдуард Хиль и многие другие.
Сейчас композитор живет в Москве, имеет российское гражданство, сохраняя гражданство Беларуси Первооткрыватель «Теории творческих волн». Народный артист Беларуси, заслуженный деятель культуры Автономной Республики Крым.
Юлианна КОКОШКО