Юрий Гулевич: Я не представляю, где Повалий смогла бы сейчас провести концерт в Украине

Управляющий партнер PR-агентства «Дель Арте» Юрий Гулевич – человек, имеющий непосредственное отношение к большинству знаковых шоу-бизнесовых событий в нашей стране. Его компания сотрудничает с крупнейшими концертными агентствами. Именно она занималась PR-обслуживанием выступлений Элтона Джона, Эмира Кустурицы, Дженнифер Лопес, Стинга, Scorpions, Roxette, Бритни Спирс, Патрисии Каас, Deep Purple, а также десятков других исполнителей.

В своем интервью Евгении Мазур («Главком») Гулевич рассказал о том, почему западные артисты сейчас отказываются от выступлений в Украине, как обстоят дела с возвратом денег за билеты, а также описал нынешние украино-российские отношения в сфере шоу-бизнеса.

гулевич

Когда мы договаривались о встрече, вы сказали, что сводки с гастрольных фронтов выглядят печально. Люди перестали ходить на концерты или артисты перестали гастролировать?

Есть две основные причины. Первая – полное падение спроса. Люди просто не покупают билеты. Вторая – артисты, которые находятся у нас в пуле, боятся сюда ехать. Американские артисты следуют указаниям Госдепа США, который рекомендует гражданам Соединенных Штатов, воздержаться от поездок в Украину. Следом за американцами точно так же поступают и европейцы.

Тут даже вопрос не в том, что артист очень боится за свою жизнь. Он, в первую очередь, переживает за безопасность зрителей. Если в стране, в которой неспокойно, что-то случится на концерте – это будет несмываемое пятно на всю жизнь на репутации исполнителя.

Волна таких опасений повлияла не только на большие, массовые концерты. Не слишком известные широкой публике рок-коллективы также начали отказываться от выступлений.

Как давно это началось?

Сразу же, как только Госдеп опубликовал эту бумагу. Хотя первые звоночки у нас появились давно. Мы в начале декабря прошлого года должны были выйти в продажу с концертом Джастина Тимберлейка. Но концерт не запустился. Хотя у нас, в Киеве, уже все было готово.

Ситуация в Украине нестабильна давно, но, например, та же Мирей Матье отменила выступление буквально за несколько дней до концерта.

Отмена Depeche Mode вообще была за 36 часов до концерта, когда уже была построена сцена. Таково решение менеджмента.

Были ситуации, когда западные артисты, наоборот, соглашались приехать в Украину в знак поддержки, как Джаред Лето?

Да. Джаред Лето. Все остальные либо следуют указанию Госдепа США, либо его поддерживают, как, например, Depeche Mode – они англичане. Korn, Soulfly – американцы, их вообще ветром сдуло полностью, хотя организаторы были очень довольны продажами. Гару отказался еще в январе. Последний, кто у нас отказался, –Yanni со своим оркестром. Но это была конкретно его личная инициатива. Человек пока сюда ехать боится.

Такие массовые отказы от выступлений будут иметь какие-то серьезные последствия для Украины?

Они имеют только внутренние последствия для рынка, на внешний имидж Украины это никак не влияет.

Основной экономический удар приходится на местных промоутеров – гонорары, аренда зала, реклама, сцена, транспорт. В случае отмены все эти расходы ложатся на них. Это чистый убыток. Начиная с декабря, счет отмененных мероприятий уже идет на сотни. И если мы говорим об убытках – то, думаю, можно говорить о десятках миллионов гривен. Хотя свести воедино данные по гастрольной деятельности очень сложно – нет какого-то единого центра, куда вся информация стекается, а каждый промоутер - он сам по себе.

Главный итог - украинцы постепенно теряют доверие к промоутерам и к проведению концертов. На то, чтобы его восстановить уйдут годы.

И что будет с гастрольным бизнесом дальше?

Ничего. Пока вакуум. Сейчас уже пришло время бронировок площадок, подписаний контрактов с артистами на осень. Ничего нет. Ни с русскими, ни с западными. Ни с кем.

Всё переносят. «Подтверждаете концерт Мирей Матье?». «Ой, Вы знаете, давайте у вас выборы пройдут, станет чуть поспокойнее – вот тогда». Только прошли выборы – говорят: «Ой, а давайте вот инаугурация пройдет...». Вот эти вот качели продолжаются.

Откуда такая неопределенность?

Это хитрости промоутерского механизма. Если предоплата артисту уже выплачена, то для промоутера главное, чтобы артист сам отказался от выступления. Тогда артист должен будет вернуть предоплату. Если же организатор говорит артисту: «Ну, посмотрите, что происходит, куда же вы будете ехать?», то санкции будут со стороны артиста по отношению к промоутеру.

С западными исполнителями понятно. А что сейчас происходит с россиянами? Большое количество российских артистов уже заявили, что больше не будут выступать в Украине по политическим соображениям...

Смотря какие россияне. Артисты типа Григория Лепса, Валерия Меладзе и Стаса Михайлова соблюдают нейтралитет. Они прекрасно знают цену украинскому рынку. Они знают, сколько у них гастролей в нашей стране. А все остальные…

В Украине можно провести любой концерт любого исполнителя. Надежда Бабкина во Дворце «Украина»? Не вопрос. Кобзон на «Олимпийском»? Нет проблем. Тут все очень просто: если артист считает, что ему очень нужно провести здесь выступление, именно имиджево, - приезжайте, нанимайте стадион, выходите в продажи. Ему этого никто не запретит. Можно, например, без проблем устроить пять сольников Валерии в Октябрьском дворце…

Думаете, зрители придут?

Это уже другой вопрос. Люди сами голосуют за того или иного артиста. Вспомните отмененный концерт «Виртуозов Москвы». Люди сами собрались, встали под Национальной Оперой и заявили «Нам не нужен Спиваков!». Сама площадка очень быстро открестилась от этого выступления. Они тут же поставили на этот день замену концерту - какой-то местный балет.

Знаю, что промоутеры уже пытались как-то забронировать концерты Андрея Макаревича. Но пока они не увенчались успехом.

Почему?

Пока артист не готов говорить «да» и выступать в Украине. Наши организаторы его готовы принять в любом виде – «Машина времени», сольник, как угодно. Потому что организаторы знают, что люди стопроцентно поддержат выступление этого артиста.

На самом деле, вся эта политическая ситуация мало отразилась на гастрольном рынке. Мы по-прежнему, большое количество иностранных артистов берем через российских промоутеров. Очень мало украинских промоутеров работают с западными исполнителями напрямую. Связи не разрушились, потому что россияне тоже заинтересованы в украинском рынке. Для них это еще один большой концерт в туре, а это серьезные скидки. Туры покупаются оптом, например – пять концертов в России и три – в Украине. Киеву это тоже выгодно, поскольку, связываясь с артистом напрямую, они могут предложить два-три концерта в Украине. А это будет уже совершенно другая цена. В этой сфере никто не готов разрывать отношения, в отличие от политиков с их политическими играми.

Как обстоят дела с возвратом билетов? Недавно вот разразился скандал с питерской концертной компанией, которая присвоила деньги украинских зрителей за несостоявшиеся концерты...

В основном, проблем нет.

С гастрольным агентством из Санкт-Петербурга ситуация возникла действительно странная. Головное агентство из Питера, организовало в Украине дочернее предприятие - NCA Украина. Они работали у нас несколько лет, организовали энное количество концертов. Претензий к ним за все это время на самом деле не было никаких, достаточно вспомнить аншлаговый концерт Ланы Дель Рей в прошлом году. Но вот последние четыре концерта конкретно зависли. Опять же - из-за последних событий в Украине. С возвратом денег за билеты ситуация непонятная вообще. Получается, что промоутер другой страны, организовав здесь достаточно большое количество успешных концертов, просто растворяется в воздухе.

По ссылкам на сайте самих питерских организаторов, они якобы деньги всем вернули. Но это неправда. Если мы говорим про 4 отмененных концерта – два во Дворце «Украина» и два в «Стереоплазе» - в среднем мы можем говорить о более чем 10 тыс. зависших билетов.

И что делать таким «зависшим» зрителям?

Я им очень сильно сочувствую, потому что претензии сейчас предъявлять некому. Предыдущий директор уволен. Сама фирма переписана на подставных лиц кавказской национальности, которые говорят, что никаких концертов они не организовывали. Можно пытаться делать групповое обращение в правоохранительные органы Украины. Но все дороги ведут в Питер, где наши правоохранители ничего сделать не могут.

На самом деле, подобных ситуаций за всю историю независимости не было. Конкретно на сегодня я даже не знаю, что посоветовать зрителям. Ситуация вообще нестандартна. Нельзя сказать: «Смиритесь, что вы потеряли деньги за билет, вам их никто не вернет». Головной офис – он же существует.

В этой ситуации все может вылиться в заявление от группы украинских промоутеров, которое будет разослано по всем крупнейшим мировым, где будет описана служившаяся ситуация. Это будет внутренний документ, который разойдется по определенному кругу крупнейших организаций с призывом – посмотрите, с кем вы работаете.

Но это будет просто, чтобы насолить. Возврату денег за билеты это вряд ли поможет. Сейчас ситуация разворачивается в ключе «концы в воду». В данном случае – в воду Невы.

Возможны варианты, что такая ситуация в Украине будет повторяться?

Нет. Есть еще один промоутер, который организовывал концерт Aerosmith. Там, вопреки ожиданиям, были не очень большие продажи. Несмотря на то, что пока деятельность этого организатора в Украине приостановлена, есть договоренность, что деньги за билеты будут возвращаться по окончанию европейского тура Aerosmith. Еще рано делать выводы. Промоутер ожидает официальных извинений от Aerosmith, после чего будет опубликован график возврата денег.

Тем, кто хочет работать в Украине и дальше, такие проблемы просто не нужны. Организаторы сами прекрасно понимают, что такими ситуациями они пилят сук, на котором сидят. И это не те суммы, ради которых стоит собирать деньги за проданные билеты, закрывать здесь бизнес, вместе семьей и сотрудниками эмигрировать в Австралию и там на эти деньги 28 лет жить безбедно. Прибыли организаторов – минимальны.

Чем можно заполнить то пространство, которое освободилась после уменьшения количества выступлений российских исполнителей?

Мир не крутится только вокруг Лепса, Михайлова, Аллегровой и Меладзе.

Все говорят, что сейчас нужно слушать больше своего, раз американцы и россияне к нам не едут. Но у меня тут своя точка зрения. Наш рынок – очень маленький. Украинских артистов очень ограниченное количество. Мне бы не хотелось, чтобы мои музыкальные пристрастия ограничивались только ими. Я хочу, чтобы в Украину приезжал Стинг, чтобы к нам приезжал Оркестр Мариинского театра и какие-то интересные театральные постановки.

Хорошо будет, если в этой ситуации, когда зритель не приветствует выступления российских артистов, к нам понемножку начнут просачиваться западные артисты, которые, пока, у нас не очень известны. Чтобы ниша заполнилась чем-то новым. Звездами мировой академической сцены, например. Есть большое количество бродвейских шоу, которые у нас не очень востребованы, потому что они не очень часто приезжают. Но если над этим постоянно работать, их можно успешно представить у нас. Есть чем заменить российских артистов. Причем, эта замена – не только внутри Украины.

Что сейчас происходит с выступлением украинских исполнителей в России?

Российские коллеги мне рассказывали, что Таисия Повалий мелькает очень плотно и часто. Она везде – на всех концертах, в телевизоре. Довольно часто там мелькает Ани Лорак. По поводу остальных – не знаю.

Основные претензии идут к «Океану Эльзы» и «Бумбоксу». Не знаю, что происходит с Ваней Дорном и Потапом и Настей. Но, думаю, что у Дорна все будет хорошо. Он сам аполитичен и работает на тот сегмент зрителей, который находится в просто в запредельных далях от политики.

Можете спрогнозировать, когда ситуация на рынке успокоится?

Не могу. Честно.

Пока рынок в стагнации. Это касается не только концертов, но и всех тех летних фестивалей, которыми была полна Украина. Диджейский Global Geathring, который должен был быть в Киеве – полностью отменен. Нет подтверждения от артистов. Ну не с дисков же людям на фестивале музыку ставить? Днепропетровский The best city, который только-только начал подниматься, в этом году вообще лег. Причина отмены – та же. Park Live, который должен был быть на территории ВДНХ, сначала перенесся в «Стереоплазу», а потом вообще отменился. Ходили слухи по поводу венгерского Sziget в Украине, но я не отслеживал. Из выживших – это фестиваль Скрипки «Країна мрій» и западноукраинские фестивали, но по ним ситуацию не отслеживал. Одно издание всю эту обстановку уже назвало «Холодное лето 2014-го».

Но какие-то большие концерты нас все-таки ждут в ближайшее время?

Максимум – юбилейный тур Вакарчука с «Океаном Эльзы». Это все. Мы планируем большой фестиваль на «Олимпийском» «Шевченко ПроRock». Там любое выступление артистов – песня ли, шоу ли – должно быть основано на творчестве Шевченко. Это планируется на 1 сентября.

Пока все.

То есть, украинцев может ждать не только холодное лето, но и холодная осень 2014-го?

Пока теплоты я не вижу. Артисты не подтверждают выступлений, никто не подписывает договора. Дворец «Украина» стоит пустой. Дворец Спорта, Олимпийский – тоже будут простаивать.

Все зависит от политической ситуации. Прошло не так много времени с момента инаугурации. Возможно, через месяц наступит мир. Это тут же подтвердят солидные международные организации, типа ЕС, ООН и Совбеза. Еще месяц у нас уйдет на раскачку. Тогда может быть появятся какие-то шансы хотя бы частично спасти осень. Если этого не произойдет - ничего не будет.

В социальных сетях буквально загнобили Ани Лорак, которая получила российскую музыкальную премию. Певице «шьют» непатриотизм. Это как-то отразилось на ее выступлениях в Украине?

Ани Лорак не виновата, что ей там вручают премии. Ее отметили не за политическую позицию, а как артиста, за то, что у нее лучшее шоу, лучший дуэт года. И наградили ее не чиновники в Георгиевском зале Кремля. Это был выбор зрителей того телеканала, который проводил церемонию.

Ближайшее выступление, которое у нее планируется – это несколько концертов в октябре, во Дворце «Украина». Это именно то шоу, за которое она получила премию в России. Думаю, что все будет нормально. Сейчас это артистка №1 в Украине. Она очень востребована. Около месяца назад у нее части тура прошли по горячим точкам. Она в Славянске чуть ли не на танках выступала. Но об этом почему-то все молчат.

А с Повалий как дела обстоят?

Повалий сама изъявила желание жить и работать в Москве. Ее концерты в «Украине» были редким явлением. Для украинского артиста концерт во Дворце «Украина» - это отчетное мероприятие. Его устраивают не для того, чтобы на нем заработать. Там расходная часть такая, что даже артисты первого эшелона не могут его себе позволить. Это аренда, декорации, реклама, гости-артисты. Отчетный концерт должен быть очень качественным. Это имиджевое событие.

Когда Повалий согласилась выступить в оккупированной Ялте, Игорь Лихута попытался оправдать это тем, что в Украине сейчас выступать негде, а зарабатывать им где-то надо. Насколько его словам соответствуют действительности?

Не будем забывать, что Повалий - это номер два в списке Партии регионов. Я не представляю, где у нее вообще сейчас в Украине может быть концерт. Это невозможно. Там конкретно и очень круто вмешалась политика. Я думаю, Игорь сказал правду. Если ее приглашают в Россию и там платят, то почему бы и нет? Здесь она не нужна как артист. Я не знаю, надолго ли. Может быть, что и навсегда.

С Лорак – ситуация совершенно другая.

Ее незаслуженно «политизировали»?

Да. Это могут быть проделки конкурентов. Но у нее конкурентов нет. На тот уровень, на котором она сейчас еще никто не вышел. Кто это может быть?

Лорак – это артист, который выступает и не лезет ни в какую политику. Артисту тоже хочется завоевать соседний рынок. Почему постоянно кричат, что Киркоровы, Михайловы и Меладзе приезжают в Украину и увозят отсюда чемоданы денег? Почему никто не кричит, что мы гордимся тем, что Лорак из России тоже увозит чемоданы денег. Это повод для радости и для гордости, что украинский артист умудрился покорить ТОТ рынок и зарабатывает ТАМ тоже.

До этого года Крым был местом стабильной летней подработки для многих артистов…

Был. Кроме последнего сезона. В прошлом году сборы почти со всех туров и гастролей не оправдали ожиданий. Скорее всего, потому что приехала не слишком платежеспособная публика.

Что будет в этом году?

Ничего не могу сказать. Мне, например, сидя в Киеве, не понятно, что происходит в Крыму.

В чем феномен украинского певца Олега Винника, многие в столице не слышали даже имя этого артиста. Но он даже в нынешних условиях собирает полные залы по всей стране. Артист с осени в гастрольном туре провели 100 аншлаговых концертов, в том числе и в Дворце «Украина» 29 мая...

Я не знаю этого артиста. Я могу пересказать отзывы людей из гастрольного бизнеса. Это в стиле Стаса Михайлова. Только помоложе и с меньшим животом. Аудитория очень похожа. Преимущественно на его концертах бывают женщины, которые на самого Винника очень неоднозначно реагируют. Нет такого, что они спокойно сидят и слушают. Там уже какие-то более резкие движения происходят. Это все, что я по слухам знаю об этом артисте.

Как раз это один из тех примеров, что у нас концерт может организовать кто угодно и где угодно. Независимо от того, входит человек в список поддержавших аннексию Крыма, не входит – рынок открыт для всех. Пожалуйста, приходите, работайте. Нет ни закрытых залов, ни списков персон нон-грата, ни запретов.

 

Метки: шоу-бизнес
Loading...
Loading...