Четвер, 28 березня 2024 року

Швеция на грани. К чему привел миграционный кризис в самой либеральной стране ЕС

беженцы

Либеральная Швеция приняла и продолжает принимать больше всех в ЕС беженцев на душу населения. Результатом этой политики стал серьезный кризис и опасный крен общества вправо

Правительство Швеции 12 ноября впервые за долгие годы объявило о введении пограничного контроля для лиц, прибывающих из континентальной Европы. В первую очередь, эта мера затронет пассажиров паромов, а также поездов и автобусов, направляющихся в Швецию из Дании по знаменитому Эресуннскому мосту.

Согласно официальной версии, всех тех, у кого не будет надлежащих документов (читай – действующей Шенгенской визы), будут задерживать, регистрировать и перенаправлять в центры регистрации соискателей убежища. Тех, кто собирался следовать через шведскую территорию в Норвегию, миграционная служба будет передавать полиции. Смысл нововведения – навести хоть какой-то порядок в этой сфере.

Мера не пустая. Еще в прошлом году Стокгольм пообещал предоставлять убежище всем сирийцам, добравшихся до скандинавской страны. Очень многие восприняли это как приглашение и отправились в путь. За первой волной пошла вторая, потом еще одна. К осени 2015 года процесс приобрел масштабы цунами.
беженцы1

Прибывающих с материка беженцев встречают полицейские и пограничники

На прошлой неделе в правительстве Швеции сознались, что потеряли счет мигрантам. Строго говоря, никто даже приблизительно не знает, сколько их в стране сейчас. Известно лишь, что очень много – в процентном отношении к коренным жителям больше, чем в любой другой стране Европы. Так получилось, поскольку предыдущая система не подразумевала вообще никакого контроля и учета прибывающих. Они просто садились на паром/в автобус/поезд и приезжали. Считали только тех, кто сам обращался в миграционные службы, что делали не все – кто-то оставался жить у знакомых и родни, кто-то отправлялся в другие страны, некоторые люди опасаются и не хотят сообщать о себе властям или просто не знают, как, где и для чего это делать.

Но даже тех, кто все-таки решил подать прошение о предоставлении статуса беженца, очень много: в последние месяцы каждую неделю власти регистрируют по 10 тысяч новых прошений, причем показатели растут. За неполный 2015 год было подано более 150 тысяч заявок. Девятимиллионная Швеция начала захлебываться.

Проблема даже не в отсутствии гостеприимства или растущей неприязни к приезжим. Дело в том, что их просто физически уже негде расселять: свободные помещения закончились. Беженцы вынуждены спать в коридорах и помещениях миграционных центров, которые по определению не являются жилыми. Палатки в условиях суровой скандинавской зимы реальной альтернативой не являются.

беженцы2
Мигранты, которым негде жить, начали возводить в пригородах незаконные трущобы. Полицейские их пока расчищают

В этих условиях правительство страны организовало специальные автобусы, в которых прибывающих в страну беженцев стали развозить в отдаленные – северные и северо-западные регионы страны, где живет совсем немного людей, где люди нужны и где есть возможности для их расселения и строительства домов для них. Но тут взбунтовались сами приезжие. Широкую известность получил такой случай: группа беженцев, которых привезли жить в деревню на гористой, поросшей лесами границе с Норвегией, отказались покидать автобус, заявив, что там «слишком холодно и одиноко». На возражения флегматичных шведов, что они-то живут, к тому же там есть магазин и автобус в город за сто километров, беженцы не реагировали, потребовав вернуть их туда, где теплее и веселее. Этот случай не единичный, их становится все больше.

В этих условиях правительству не осталось выбора, как бросить на помощь миграционной службе армию. Речь, разумеется, не о появлении на границах пулеметных гнезд и артиллерии, а о чисто бюрократической помощи: солдаты и офицеры отправились в офисы принимать и рассматривать заявки на предоставление статуса беженца. Одновременно с этим по всей стране начались поиски отапливаемых спортивных залов, ангаров, концертных холлов и тому подобных помещений, которые могли бы стать хотя бы временным прибежищем для приезжих.

Интересно, что в этой ситуации страдают не только сами беженцы, но и местные жители. Дело в том, что цены на съемное жилье в и без того недешевой Швеции взлетели до космических показателей. Например, некоторые компании, занимающиеся размещением детей беженцев, берут с правительства по 200 евро в день за одного ребенка. Это уже вызвало шквал критики в адрес «жадных» капиталистов, которые наживаются на трудностях других людей, но жизнеспособной альтернативы никто предложить пока не в состоянии. Хотя по опросам общественного мнения до трети шведов выражают готовность разместить по мигранту в своих квартирах и домах, в реальности мало кто отваживается на такой шаг.

корвет

Вместо российских подводников шведские военные будут заниматься сирийскими беженцами. На фото - корвет "Висби" королевских ВМС

Размещение все новых десятков тысяч беженцев – это только самая базовая проблема. Помимо нее существует и масса других. Например, детей разных возрастов надо устроить в школы, где преподавание идет на шведском. Если первоклассник еще как-то справится, то 10-летнему ребенку, не владеющему языком, нормально учиться будет почти невозможно, отчего он изначально будет чувствовать себя изгоем в классе. Шведскому языку нужно учить и родителей, а для этого сейчас катастрофически не хватает преподавателей. Кроме того, всем прибывшим надо выдавать какие-то деньги, пока они не найдут работу (что тоже непросто без знания языка), их надо кормить, лечить и помогать с оформлением бумаг. Кроме того, полиции необходимо крайне внимательно следить, чтобы никто из сотен тысяч новоприбывших не ударился в радикальный ислам со всеми вытекающими последствиями.

В результате политики «открытых дверей», провозглашенной даже раньше, чем в Германии, Швеция оказалась в очень непростой ситуации. На вопрос о том, сколько в стране беженцев, есть только один честный ответ: «Очень много». Где и как их размещать накануне зимы – непонятно, нагрузка на бюджет растет опережающими темпами, ресурсов для максимально быстрой интеграции приезжих нет, от армии толку пока немного. Отсутствие какого-либо контроля и фильтрации не позволяет даже приблизительно узнать, есть ли среди беженцев адепты радикального ислама и сторонники ИГ. Введение пограничного контроля на границах едва ли приведет к существенным улучшениям, поскольку все равно пускать планируется практически всех.

В этих условиях зашаталось не только левое правительство страны, но и традиционные правоконсервативные партии, которые пошли трещинами из-за разногласий по миграционной политике. Даже среди местных правоцентристов распространено мнение, что Швеция обязана помогать всем, кто оказался в тяжелой ситуации. Им оппонируют однопартийцы, которые утверждают, что такими темпами в тяжелой ситуации скоро окажется сама Швеция. Пока речи о серьезном политическом кризисе не идет, но с течением времени он становится все более вероятным.

Пегида

В Швеции появилось отделение немецкого антииммигрантского движения "Пегида"

Единственные, кто выигрывает во всей этой истории – это партия «Шведские демократы», выросшая из неонацистских группировок прошлого. Ее рейтинги стабильно растут, сейчас, по опросам, она является самой популярной политической силой в своей стране. Если в обозримом будущем в Швеции состоятся выборы, ШД получит шанс не только стать самой влиятельной партией в парламенте, но и сформировать коалиционное правительство. Программа этой партии предполагает проведение общенационального референдума по вопросам миграции, в котором ключевой вопрос – это снижение объемов приема беженцев на 95 процентов от нынешнего уровня. Кроме того, лидеры ШД предлагают ввод полноценного пограничного контроля и выдворение из страны нелегалов.

По сути, это означало бы резкий отход Швеции от традиционных либеральных и проевропейских ценностей, резкий крен вправо и серьезный удар по единству Европейского Союза. Кроме того, Швеция могла бы стать плохим примером и для других стран ЕС, балансирующих на грани антидемократического поворота вправо – Франции, Австрии, Нидерландов и ряда других.

И это не просто «страшилки». На южном фланге ЕС один за другим возводятся заборы и вводится пограничный контроль. Все – ради остановки потока беженцев из Азии и Африки. На саммите «Большой Двадцатки» в Анталье президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер констатировал, что одно из главных достижений евроинтеграции – Шенгенское соглашение – уже находится под угрозой отмены. И именно Швеция, пропорционально принявшая больше всех беженцев в ЕС, может стать страной, которая запустит этот процесс.
НВ

Метки: ЕС, миграционный кризис. беженцы, Швеция

ПОПУЛЯРНЕ

Архів новин
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Контакти

Столярова, 1, Дніпро, Україна, 49038

mail@dv-gazeta.info

© Останні новини Дніпра та України за сьогодні. Онлайн трансляції, фото та відео репортажі на сайті Днепр вечерний. Всі права захищені.